Оглавление
107

 

совершения возникнет другая из вышеуказанных причин, а затем перестанет существовать первая. В этих случаях надо будет совершить повторный Таяммум.

 Таяммум можно совершать и в том случае, когда есть вода, но человек из-за ограниченного времени может пропустить заупокойную (джаназа) или праздничную молитвы. Однако этого нельзя делать перед исполнением пятничной или одной из пяти обязательных ежедневных молитв. Перед этими молитвами при наличии воды обязательны вуду или Гусуль. Если из-за ограниченного времени будет пропущена молитва, то ее восстанавливают после. К примеру, если человек проснулся перед самым восходом солнца, то ему надо срочно совершить омовение. Если утренняя молитва будет упущена, то ее восстанавливают вместе с сунной через 45 минут от начала восхода, пропустив нежелательное для исполнения молитвы время.

Кто обязан совершать Таяммум.             

1. Совершеннолетний дееспособный мусульманин.

2. Мусульманин, имеющий физическую возможность совершить Таяммум.

Необходимые условия для совершения Таяммума

1)Принять соответствующее намерение.

2)Отсутствие воды или отсутствие физической возможности омовения водой.

3)Очищаемые (обтираемые) части тела должны быть свободны от посторонних веществ, мешающих очищению (парафин, масляная краска и т.п.).

4)При совершении Таяммума человек должен быть свободен от состояния, мешающего очищению (к примеру, состояние хаид, нифас и т.п.).

5)Проводить очищение не менее чем тремя пальцами.

6) Отсутствие водыв пределах времени и расстояния, установленных Шариатом.

7) Для полного очищения тщательно протереть лицо и руки.

Для этого необходимо иметь чистую землю. Земля (грунт, почва) должна быть также и очищающей. В том смысле, что если земля была загрязнена мочой или другой наджасой, но по прошествии определенного времени очистилась (устранились признаки наджасы) от воздействия ветра, дождя и солнечных лучей, то такая земля обрела способность очищать.

При помощи чего совершается Таяммум

Для очищения способом Таяммум пригодно все, что в своей основе содержит землю. Даже если эти вещества являются твердыми, и на них нет земляной пыли. Если какое-либо вещество может превратиться в золу, или растаять, или расплавиться от воздействия температуры, то оно не  пригодно для Таяммума. Следовательно:

Непригодны дляочищения к примеру: дерево; трава; доска; железо; зерновые культуры; стены, окрашенные масляными красками; бронза; золото; стекло и т.п.

Песком очищаться можно, а вот жемчугом или кораллом, – нельзя. Можно также известью, гипсом, цементом, глиной и т.п. Если в глине меньше чем наполовину воды, то ею совершается Таяммум. Если же воды больше половины (если глина жидкая), то ее набирают в кусок марли или ткани и выжимают, высушивают из нее воду. Затем обтираются уже этой пыльной тканью. Жидкой глиной нельзя совершать Таяммум. Нельзя также совершать Таяммум глинистой водой, так как такой водой дозволяется совершение Малого Омовения.

Если предмет состоит из двух и более веществ, и вещества пригодные для очищения составляют большую часть предмета, то этот предмет можно использовать для Таяммума.

По мазхабу Ханафи разрешено совершать Таяммум раньше наступления времени молитвы. Разрешается также с одним Таяммумом исполнять различные молитвы. По остальным трем мазхабам Таяммум необходимо совершить только при наступлении времени молитвы.[1] Действие этого Таяммума нарушится с окончанием времени молитвы, для исполнения которой был совершен Таяммум.


[1]Это положение необходимо помнить всем, кто, перед совершением малого или полного омовения, а так же перед исполнением намаза, принимает намерение следовать мазхабу Малики или Шафии. При следовании другим мазхабам, надо помнить так же и о том, что по мазхабу Шафии и Ханбали дозволяется совершать Тайаммум лишь чистой землей или песком, перемешанным с пылью. По фетвам мазхаба Малики разрешается кроме этого использовать для Тайаммума снег, лед и все, что произрастает из земли, включая растения и полезные ископаемые: напрмер, - мел, древесина, трава, золото, серебро и т.д. Нельзя использовать керамику, прошедшую обжиг. Внимание: Тем, кто следует в омовении (тайаммуме) мазхабу Малики, надо помнить, что, в этом мазхабе, при нарушении Тайаммума (совершенного по причине  отсутствия  полного омовения), нарушается и малое, и полное омовение, тогда как по Ханафи, нарушается лишь малое омовение.

107