Оглавление
114

 

единственным условием. В соответствии с порядком прочтения молитв, Молитва Витр исполняется после прочтения Саляту-ль-Ишаа. Сказано было Посланником (мир ему и благословение Аллаха): "Исполняйте молитву "Витр" после ночной молитвы до наступления истинного рассвета".[1]

Наиболее Благоприятное Время для исполнения молитв:

Безусловно, что лучше всего исполнить самостоятельную молитву в начале наступления времени, а не оставлять ее на последние минуты.

Для исполнения молитв в составе джамаата в мазхабе Ханафи предусмотрены отрезки времени, называемые «Наиболее Благоприятное Время», установленные Посланником (мир ему и благословение Аллаха).

Например:

1) Утреннюю Молитву в составе джамаата весьма желательно исполнять во время, называемое "Исфар", когда растворившаяся тьма позволит беспрепятственно окинуть взглядом расстояние в 150 – 200 метров. По этому поводу сказано было Посланником (мир ему и благословение Аллаха): "Откладывайте исполнение утренней молитвы до времени, пока вокруг все хорошенько рассветет. Несомненно, благость за нее будет выше".[2]

Это желательное время для молитвы имеет определенную продолжительность по сунне: При  наступлении времени, мусульманин начинает исполнять 2 ракаата Сунны, читая при этом в соответствии с правилами таджвида по 60 или 40 аятов. Если эта молитва нарушилась, он снова совершает омовение, и снова исполняет молитву таким же образом. В итоге, промежутки времени, потраченные на эти действия, и составляют общее  время, отведенное для Утренней молитвы. Исполнение Утренней молитвы во время «Исфар» дает возможность присутствовать на совместной молитве большему количеству людей, а значит, и молитва будет иметь большую ценность.[3]

2) Полуденную Молитву в составе джамаата исполнять: в летнюю жару немного позже [4] начала отведенного времени, а зимой, - сразу же, с наступлением времени молитвы.[5]

3) Предвечернюю Молитву исполнять чуть позже начала отведенного времени (аср-и сани), чтобы избежать ошибок из-за различных мнений по этому поводу (см. выше).

4) Вечернюю Молитву лучше исполнить в начале отведенного времени.[6]

5) Ночную Молитву лучше исполнять в конце первой трети отведенного времени,[7] или перед тем, как лечь спать. А Молитву Витр исполнять после Ночной Молитвы, а лучше перед рассветом.[8]

Необходимость исполнения молитвы в строго определенный промежуток времени имеет подтверждение в Благородном Коране и в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха).


[1]Хадис приведен у Ибн-и Хумама (FethulKadir).

[2]Хадис приведен у ан-Насаи и Дарими. (DMIF, I– 251).

[3]По поводу ценности этой молитвы в составе джамаата есть хадис, переданный Анасом (р.а.):

«Если кто-нибудь исполнит Утреннюю молитву с джамаатом, а затем до восхода солнца будет поминать Аллаха (зикр), а после этого исполнит два ракаата молитвы (духа), то для этого человека приготовлена награда, равная полному хаджу и полной умре».

[4]В хадисе, который приводят Бухари и Муслим, говорится: «Отодвигайте исполнение Полуденной молитвы на время, пока спадет жара, так как сильная жара исходит от кипящего Ада». (DMIF, I– 250). 

[5]В хадисе от хазрата Анаса, приведенным имамом Маргинани в «Хидайа», говорится: «Посланник (мир ему и благословение Аллаха) зимой исполнял полуденную молитву сразу же с наступлением времени, а летом делал это позже, когда становилось прохладнее».

[6]В хадисе из сборника Бухари говорится: «…Несомненно, моя умма будет находиться под благостью до тех пор, …пока не будет откладывать вечернюю молитву до появления звезд».

[7]Так как сказано в хадисе: «Если бы это не было затруднительно для моей уммы, то я бы велел откладывать исполнение Ночной молитвы до конца первой трети ночи, или же до полуночи». (DMIF, I– 251).

[8]Вопрос: Разрешено ли исполнять две молитвы в одно время (совмещать)?

     Ответ: По иджтихаду ученых мазхаба Ханафи – исполнять две молитвы в одно время нельзя! Разрешается совмещение лишь тех молитв, которые исполняются в долине Муздалифа и при посещении горы Арафат, во время совершения Хаджа. Однако и  такое разрешение не запрещает исполнения этих молитв раздельно. По мазхабу Шафии дозволено в некоторых случаях совмещение Полуденной с Предвечерней молитвой и Вечернюю молитву с Ночной: а) в пути; б) когда джама’ату очень трудно собраться в мечети на следующую молитву из-за большого снегопада, ливневых дождей или по другим подобным причинам.

114