Оглавление
189

Один из крупных ученых Ислама, известный имам по фикху 4-х мазхабов Приверженцев Сунны 20-го века Саййид Абдулхаким аль-Арваси(1281-1362/1865-1943), да будет милостив к нему Аллах,писал:

-Кто из-за лености в течение многих лет пропустил множество молитв и таким образом накопил большой долг, обязан при чтении сунны очередной молитвы, принимать намерение возместить первый пропущенный фард данной молитвы. Это необходимо по всем 4-м мазхабам. Откладывание молитвы на более поздний срок без уважительной причины по мазхабу Ханафи является большим грехом. При первой же возможности, пропущенную молитву следует восстановить. В противном случае этот большой грех удваивается. И так - каждый раз. Чтобы этот ком грехов не увеличивался, сунны пятничной молитвы, а так же ежедневные сунны 4-х молитв, кроме утренней, необходимо читать с намерением восстановления первого пропущенного фарда. Вторую сунну ночной молитвы (саляту-ль-Ишаа) можно читать с намерением восстановления молитвы "Витр", увеличив количество ракаатов до трех и прочитав по всем правилам молитвы "Витр". Сведения о восстановлении пропущенных молитв таким способом встречаются в книгах Приверженцев Сунны очень часто.

Очередность восстановления пропущенных молитв

Саййид Абд-уль-Хаким аль-Арваси (да будет милостив к нему Аллах) рекомендует следующую очередность восстановления:

1) При чтении 4-х ракаатов первой сунныполуденной молитвы, принимается намерение о восстановлении первого пропущенного фарда этого времени (саляту-з-Зухр).

2) При чтении 2-х ракаатов второй сунны полуденной молитвы
- намерение восстановить первую пропущенную утреннюю молитву (саляту-ль-Фаджр).

3) При чтении 4-х ракаатов сунны Предвечерней молитвы,- намерение восстановить первый пропущенный фард саляту-ль-Аср.

4) При чтении 2-х ракаатов сунны Вечерней молитвы, принимается намерение восстановить пропущенный фард саляту-ль-Магриб и восстанавливается вечерняя молитва, как и положено, - в 3 ракаата.

5) При чтении 4-х ракаатов первой сунны ночной молитвы, - восстанавливать пропущенный фард саляту-ль-Иша'а

6) И при чтении 2-х ракаатов второй сунны ночной молитвы, - восстанавливать пропущенную молитву "Витр", читая ее в 3 ракаата.

Таким образом, ежедневно будут восстанавливаться 5 обязательных молитв и молитва "Витр". Не исполнение обязательной молитвы вовремя без уважительной причины является большим грехом. Для того чтобы великий грех был прощен, необходимо покаяние. А для того, чтобы покаяние было принято, необходимо выполнение 4-х условий:

1) Не продолжать совершения греха.

2) Принять намерение о несовершении повторно этого греха.

3) Принести покаяние (существуют разные виды "Истигфара") и нижайше молить Аллаха простить за совершенный грех.

4) Расчитаться с долгами перед Всевышним Аллахом и перед людьми.

Ученые о Необходимости Восстановления Фарда во время исполнения Сунны очередной молитвы

На возражение: "Нельзя вместо чтения сунны очередной молитвы, восстанавливать пропущенную обязательную молитву. Ведь пропущенную молитву можно восстанавливать в любое другое время, а сунна не подлежит восстановлению. Раз вы восстанавливаете свой пропуск в то время, когда нужно читать сунну, значит, принижаете значимость сунны…" - дается ответ в книгах "Халеби-уль-кабир" и "Рэдд-уль-мухтар аля-д-Дурр-иль-мухтар".

Имамы Ибни Абидин и Ибрахим аль-Халеби (да будет милостив к ним Аллах) разъясняют, что откладывать еще на более поздний срок пропущенную обязательную молитву из-за того, что надо читать сунну, является ошибкой, так как, каждое очередное откладывание влечет за собой дополнительный грех.[1] Восстановление же сунны  не предписано, и за пропуск сунны очередной молитвы нет никакого греха, стало быть, и разговоры на эту тему бессмысленны.


[1]По мазхабуШафии: Если у мусульманина есть пропущенные Фард молитвы, то, до тех пор, пока он не восстановит их, ему не дозволяется исполнение "Праздничных" молитв, молитвы "Витр" и других молитв из разряда "Сунна" или "Навафиль".

189