Оглавление
196

Раздел 5: Молитвы, исполняемые Совместно

В этом разделе рассматриваются положения молитв исполняемых совместно в мечети:

А) Ежедневная Пятикратная Совместная Молитва (Саляту-ль-Джама'а);

Б) Пятничная молитва (Саляту-ль-Джума);

В) Молитва «Таравих» в месяц Рамадан (Саляту-т-Таравих);

Г) Молитвы Праздничные (Саляту-ль-Идайн).

Д) Молитва над усопшим (Саляту-ль-Джаназа);

Глава 1-я: Совместное исполнение Ежедневных молитв

Совместная молитва является сунной, фардом или ваджибом?

Мнение имамов 4-х мазхабов Ахлю-с-Сунна.

По мнению ученых религиозно-правовых школ Ханафи, Малики и некоторых ученых мазхаба Шафии, исполнение всех пяти Обязательных (фард) ежедневных молитв Совместно за имамом - является сунной. Опираются они на хадис: «Молитва, исполненная вместе с джамаатом, благостнее в двадцать семь раз, чем та, которая исполнена в одиночку».[1] Они считают, что указание о Совместной молитве в такой форме, указывает на Предпочтительность Совместной молитвы, но не на ее Обязательность.

По мазхабу Шафии, исполнение Обязательных Ежедневных молитв вместе с джама'атом для свободных мужчин (ограниченных в своих действиях), проживающих в одной малой или большой деревне, городе или поселке, и имеющих достаточно одежды для укрытия аврата, является фард-уль-кифайа. То есть, если какая-либо часть общины будет присутствовать на Совместной молитве, то от остальных грех отсутствия снимается. Если же никто не будет присутствовать, то вся община впадет в грех, так как на совместное исполнение молитвы есть косвенное указание и в Коране, в аяте 102 суры 4 – «Ниса»:

«И когда ты находишься среди них и предстоишь перед ними на молитве…».

И в хадисе сказано: «Если на хуторе или в поле всего три человека, и если среди них не проводится Совместная молитва, то ими будет править шайтан. А раз так, то не отдаляйся от джамаата. Ведь добычей волка становится овца, которая отбилась от стада».[2]

По мазхабу Ханбали исполнение молитвы Вместе с Джамаатом является фард-айн. То есть является Обязательным Предписанием для каждого в отдельности мусульманина. Ханбалиты опираются в своем решении на вышеуказанный аят суры «Ниса», а также на аят 43 суры 2 - «Бакара»: «…И вы исполняйте молитву вместе с теми, кто ее исполняет».

В сунне они опираются на хадис от Абу Хурайры, в переводе смысла которого говорится:

«Наиболее тяжкими молитвами для лицемеров (мунафык) являются Ночная и Утренняя молитвы». И еще от Абу Хурайры: «Клянусь Аллахом, держащим мою душу в Своей длани могущества, что я подумал было о том, чтобы приказать сбор хвороста для разжигания огня; повелеть прочтение Азана для исполнения молитвы, и повелеть кому-либо встать имамом перед молящимися. И, чтобы после всего этого, подумал я, не пойти ли мне и не поджечь ли дома тех, кто не идет на Совместную молитву».[3]

Известен и хадис о слепом: «Один слепой обратился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой не ходить в мечеть а оставаться дома во время молитвы: "О, Посланник! Меня некому сопроводить в мечеть". Хазрат Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже разрешил было ему не ходить в мечеть. Но когда слепой стал уходить, он остановил его и спросил: - А ты Азан слышишь? – Да, конечно -  Ответил тот. – Тогда принимай приглашение Азана».[4]


[1]Хадис приведен Бухари, Муслимом и другими имамами от Ибни Умара. А в подобных хадисах от Ибни Мас’уда и аль-Худри, приведенных Ахмадом и Бухари, говорится что «…благостней в двадцать пять раз».

[2]Хадис приведен в сборниках Абу Дауда и ан-Насаи. Ибни Хиббан и Хаким подтвердили его достоверность.

[3]Хадис передан Бухари, Муслимом, Маликом, Абу Даудом, Тирмизи и ан-Насаи.

[4]Хадис передан Муслимом. Похожий хадис есть и в сборнике Абу Дауда.

196