Оглавление
205

Ханбалиты утверждают, что если человек в одиночестве исполнит хотя бы один полный  ракаат за рядом молящихся, то его молитва недействительна. Он будет обязан эту молитву исполнить вновь. Это решение опирается на хадис от Вабиса б. Ма’беда:

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, исполнившего молитву в одиночестве (за рядом), и заставил его повторить молитву».[1]

О чрезмерно продолжительном ведении молитвы имамом:

По мазхабу Ханафи считается Весьма Нежелательным, а значит является действием близким к Хараму (Тахриман Макрух), чрезмерно долгое ведение молитвы. Речь идет о продолжительности чтения Корана (Кыраат) и количественное произнесение Зикров между рукнами. Ханафиты считают, что чрезмерно удлинять молитву - близко к Хараму вне зависимости от того, согласен на это джамаат, или не согласен.

О нежелательности удлинения молитвы сверх положенного по сунне, говорится в хадисе от Абу Хурайры: «Если кто-нибудь из вас будет вести молитву, то пусть делает ее легкой, так как среди джамаата могут быть слабые или больные люди. Если же человек исполняет молитву самостоятельно, то пусть удлиняет, ее насколько захочет».[2]

В следующем хадисе также откровенное осуждение имамов, ведущих молитву слишком долго. Его передали Абу Мас’уд аль-Ансари и Укба б. Амр:

«Некто пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Я лишаюсь утренней молитвы из-за того, что такой-то  человек (будучи имамом) ведет эту молитву слишком (длинно)».

Далее рави продолжает:

«Я никогда ранее ни на каких проповедях не видел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) таким возмущенным. Он сказал: «О, люди! Среди вас есть такие, которые вызывают ненависть джамаата. Если кто-нибудь из вас будет вести молитву, то пусть ведет ее коротко. Ведь среди джамаата могут быть слабые, пожилые и нуждающиеся (больные)».[3]

И в другом хадисе от Муаза говорится: «О, Муаз! Не будь смутьяном (Не веди молитву слишком долго). Ведь за тобой могут  находиться пожилые, слабые, нуждающиеся (в лечении) и путники».[4]

Об ожидании вошедшего в мечеть перед молитвой:

По мазхабам Ханафи, Малики и Ханбали считается нежелательным действием (Макрух), если имам, не начиная молитву, станет ждать человека, вошедшего в мечеть. Подобное действие имама недопустимо, так как схоже с двуличием. Имам здесь как бы прибавляет к предстоящему поклонению Всевышнему Аллаху, поклонение и вошедшему в мечеть. Недопустимость действия имама объясняется еще и тем, что он создает джамаату неудобства. Ведь среди джамаата могут присутствовать люди, которые торопятся вернуться к делам, или опасаются нарушения своего омовения. Кроме всего этого, присутствующий джамаат более достоин уважения, чем тот, кто только вошел в мечеть. Следовательно, имам, задерживающий молитву из-за запоздавшего человека, создает затруднения тем, кто уже готов к молитве.

Смена имама во время ведения молитвы (Истихляф)

Смена имама дозволяется при возникновении уважительных причин.

По мазхабу Ханафи эта дозволенность опирается на хадис от нашей матери Айшы (да будет доволен ею Аллах), который приведен у Ибни Маджа и Даракутни. В нем говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что если у кого-либо в молитве случится кровотечение из носа, или рвота и т.п., то пусть прервет молитву, и, совершив омовение,  продолжит остальную часть молитвы. Но чтобы в этот промежуток времени этот человек ни с кем не говорил. Еще в одном хадисе от матери правоверных Айшы (да будет доволен ею Аллах) говорится о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поставил имамом вместо себя Абу Бакра, а после некоторого времени вернулся, и, предложив Абу Бакру отступить назад, продолжил Кыраат с того места, на котором прервал Абу Бакр.[5]


[1]Хадис приведен Бухари, Муслимом, Абу Даудом, Тирмизи и Ибни Маджа, да будет милостив к ним Аллах.

[2]Хадис приведен у Абу Дауда и Ибни Маджа.

[3]Хадис приведен у Бухари и Муслима.

[4]Хадис приведен Бухари и Муслимом.

[5]Хадис приведен у Бухари и Муслима.

205