Оглавление
206

Истихляф может произойти по разным причинам. Например, непроизвольное нарушение омовения (кровотечение из какого-либо органа, непроизвольное пускание сзади воздуха при чихании или кашле и т.п.); внезапное обострение болезни или любая другая уважительная причина, не позволяющая имаму самому вести молитву.

К таким причинам по иджтихаду Имама А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) относится и внезапная забывчивость при Кыраате (чтении Корана в молитве). Имам опирался на хадис об Абу Бакре (да будет доволен им Аллах), который однажды при ведении молитвы, почувствовал приход Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и забыл продолжение суры, которую в это время читал. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прошел вперед и продолжил молитву вместо Абу Бакра.

Способ исполнения Истихляфаи необходимые Условия:

Имам, принявший решение смениться, берется рукой за нос, и, наклонившись, отступает назад, всем своим видом показывая, что у него внезапно пошла кровь из носа. На самом деле причиной его смены могут быть и другие положения, нарушающие его омовение. Но такое поведение открыто покажет, что происходит смена имамов, и джамаат может спокойно продолжать прерванную молитву за другим человеком, которому имам предложит знаками.

По мазхабу Ханафи замена имама (Истихляф) возможна при наличии 3-х Условий:

1- Не покидать места до Истихляфа. Имам, не должен успеть покинуть определенные пределы места молитвы (мечеть или дом, в котором проводится молитва) до замены его вторым имамом (до Истихляфа). Так как он  продолжает оставаться имамом, лишь находясь в пределах молитвенного места. Если молитва проходила на открытом участке, то имам в поисках замены не должен пройти за пределы рядов или ограждения перед собой (Сутры). Если не было Сутры, не должен выйти за пределы места суджуда пока не сделает Истихляф. Если же имам покинет место исполнения молитвы до своей окончательной замены, то молитва всех участников этого джамаата будет нарушена.

2- Качества, необходимые для ведения молитвы. Человек, вставший на место прежнего имама, должен иметь право быть имамом. Если же он не обладает необходимыми качествами для того, чтобы быть имамом (например, он несовершеннолетний), то молитва всех участников будет нарушена.

3- Возможность продолжения молитвы. Так как Истихляф предполагает именно продолжение молитвы под руководством другого имама.

Молитву можно продолжить лишь при наличии следующих 11-ти Условий:

1) Нарушение омовения первого имама должно возникнуть непреднамеренно.

2) Причина, нарушившая Малое омовение (Вуду) должна исходить из его тела, а не из-за внешних обстоятельств.

3) Нарушение омовения не должно быть в такой степени, чтобы повлекло бы за собой необходимость Полного омовения (Гусуль). Например, полное омовение потребуется от исхода спермы при мысленном  воображении, страстном желании.

4) Возникшая причина, прерывающая право ведения молитвы, не должна быть связана с такими редкими состояниями, как громкий хохот, потеря сознания, потеря разума и т.п.

5) Молитва не должна быть начата первым имамом с нарушенным омовением.

6) После непредвиденного нарушения, имам не должен преднамеренно совершить действие, также влекущее к нарушению омовения.

7) Перед восстановлением омовения, имам не должен совершать бессмысленные действия. Например, он не должен пускаться в поиски воды, когда вода есть рядом.

8) Человек, заменяющий имама, не должен находиться во время молитвы от него на таком расстоянии, за время прохождения которого можно было бы совершить один рукн молитвы.

9) Не должен быть исполнен ни один ракаат с нарушенным омовением. 

206