Оглавление
208

Если при совместной молитве мужчина заметит, что рядом хочет встать на молитву женщина, то он может сделать ей знак рукой, чтобы она отступила назад. Если женщина не отступит назад, то ее молитва будет нарушена, а молитва мужчины - нет.

Мусульманин, который не может совершать Руку’у и суджуд, не может быть имамом у тех, кто эти рукны может исполнить. Не может быть имамом тот, кто читает дополнительную молитву - сунну, тому, кто намеревается прочитать фард.

Перед тем, как читать совместную молитву, необходимо принять намерение сердцем: «Принимаю намерение следовать за стоящим впереди имамом» и читать молитву в основном так же, как и читал бы самостоятельно (с той лишь разницей, что, при чтении стоя (Кыям), не читать ничего из Корана). В первом ракаате за имамом тихо произнести вступительный такбир "Аллаху Акбар" и прочитать только: "Субханака…" и "Аузу… Бисмилля…". При этом неважно, читает ли имам вслух или тихо (шепотом).

В мазхабе Ханафи сура "Фатиха" за имамом не читается.[1]

После прочтения имамом суры "Фатиха" вслух, остальные произносят тихо (шепотом) "Аамиин". Затем, возвращаясь из положения Руку’у в положение Кыям, имам произносит: "Самиа-л-Лаху лиман хамидех", остальные тихо про себя говорят лишь: "Раббанаа лака-ль-хамд". Остальные рукны за имамом читаются так же, как и при самостоятельном чтении. Надо следить за движениями имама и ни в коем случае не опережать его.

Если кто-либо из читающих молитву за имамом заметит, что у имама нарушилось омовение, то эту молитву надо будет ему восстановить. Если сам ведущий молитву заметит такое положение во время молитвы, то ему необходимо сразу сообщить об этом остальным. Если же имам вспомнит о том, что у него было нарушено омовение (в молитве) после того, как все разошлись, то ему необходимо об этом сообщить всем, кто присутствовал на этой молитве (кого вспомнит) в письменном виде, или через кого-либо. Тому, кто получит известие, надо будет восстановить эту молитву. А те, которые не получат такого сообщения, - будут прощены. Разрешено имаму при чтение молитвы, не объявляя о нарушенном у него омовении, потянуть кого-либо из стоящих за одежду и поставить на свое место для продолжении молитвы. Затем, он выходит для восстановления омовения и, возвратившись, продолжает молитву со всеми.

Прерывание самостоятельной молитвы в мечети:

Если в пределах слышимости человека, читающего фард (обязательную молитву), начнут читать обязательную Совместную молитву, то самостоятельную молитву нужно прервать и присоединиться к джама'ату. Делается это следующим образом:

1) Если он в это время стоя читает 1-й ракаат 4-х ракаатной молитвы и еще не успел совершить суджуд, то ему необходимо остановить свою молитву, дав приветствие на правую сторону, и следовать за имамом.

2) Если он закончил суджуд 1-го ракаата 4-х ракаатной молитвы, то ему надо совершить еще один ракаат, и после окончания 2-х ракаатов, отдав приветствие, встать за имамом.

3) Если он стоя читает 3-й ракаат и еще не успел совершить суджуд 3-его ракаата, то ему надо остановить свою молитву и, отдав приветствие на правую сторону, следовать за имамом.

4) Если он уже совершил суджуд 3-его ракаата, то ему необходимо закончить и 4-й ракаат и отдать положенные приветствия. (После приветствия ему весьма желательно встать на совместную молитву и прочитать 4 ракаата дополнительной (для себя) молитвы за имамом. Но этого не следует делать при чтении Предвечерней молитвы (Саляту-ль-Аср), так как после Саляту-ль-Аср, чтение дополнительных молитв запрещено до полного захода солнца. Не читаются дополнительные молитвы  и до восхода солнца после Утренней молитвы (Саляту-ль-Фаджр).

5) Если он читает утреннюю или вечернюю молитвы, то эти молитвы прерываются и после суджуда первого ракаата. Если же он совершил суджуд 2-го ракаата, то необходимо заканчивать молитву самостоятельно. После этого присоединяться к совместной молитве не нужно.

6) Если он читает очередную сунну с намерением восстановления пропущенного фарда (при пропуске подряд 5-ти обязательных молитв), то молитву не прерывает, даже если начинается хутба. Если читалась 4-х ракаатная молитва, то дается приветствие после 2-х ракаатов, а остальные 2 ракаата дочитываются после совместной молитвы. Если читался уже 3-й ракаат, то дочитываются без прерывания все 4 ракаата.[2]


[1]В мазхабе Шафии сура "Фатиха" за имамом читается обязательно и "Аамиин" произносится вслух (в пределах слышымости 4-го человека в ряду). В мазхабе Малики сура "Фатиха" не читается, когда имам читает вслух, и разрешается читать про себя, когда имам читает тихо.

[2]Объясняется это следующим: Как известно, чтобы быть в числе читающих молитвы без пропуска (Сахиб-и тертиб), нельзя пропускать подряд более 5-ти обязательных молитв. Если мусульманин по уважительной причине пропустит 5 молитв подряд плюс "Витр", а потом успеет их возместить в порядке очередности до прочтения 6-ой молитвы, то он остается в числе благочестивых мусульман, читающих молитвы без пропусков (Сахиб-и тертиб). Если же кто-либо пропустил по забывчивости более 5-ти молитв фард, то при восстановлении их необязательно соблюдать порядок очередности, так как он на это время, увы, перестал быть Сахиб-и тертиб.

208