Оглавление
217

Фарды и Сунны Хутбы.[1]

У Хутбы два фарда: 1) Время. 2) Поминание  Всевышнего Аллаха (Зикр).

1) Время хутбы – от начала времени Полуденной молитвы и до исполнения фарда Пятничной молитвы. Хутба, прочтенная до времени Полуденной молитвы или после исполнения фарда Пятничной молитвы – не действительна.

2) Поминание Всевышнего Аллаха (Зикр) должно заключать в себе произнесение тахмида – АльхамдулильЛях, тахлиля – Ля иляха илляЛлах, тасбиха – СубханаЛлах.

У Хутбы 15 положений по Сунне:

1. Чистота. Исполнение Хутбы в отсутствии малого и полного омовений – Макрух.

2. Читать обе части Хутбы Стоя.

3. Хатиб (читающий Хутбу) должен повернуться в сторону джамаата.

4. Перед Хутбой произнести тихо: «А'узубильЛяхи мин-аш-шайтани-р-раджиим».

5. Читать Хутбу вслух, в пределах слышимости джамаата.

6. Начинать Хутбу с восхваления Всевышнего Аллаха.

7. Выразить высшую степень возблагодарения Всевышнему Аллаху.

8. Произнести двойное свидетельство: «Ашхаду альляаа иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-Ху ва расулюх».

9. Произнести салават: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад кема салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун, Маджид».

 «Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад, кема баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид».

10. Обратиться к джамаату с советом и наставлением.

11. Прочитать из Корана один длинный или три коротких аята.

12. Во второй половине хутбы прочитать повторно восхваление Всевышнему Аллаху и произнести салават Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

13. Обратиться к Всевышнему Аллаху с мольбой о ниспослании благости мусульманам.

14. Обе половины Хутбы читать коротко. Продолжительность всей Хутбы не должна превышать времени необходимого для прочтения одной из сур, называемых «Тивал-ы Муфассал».[2] Это примерно 10, или максимум15 минут. Читать Хутбу более этого времени – Макрух, - означающее, что вознаграждение за хутбу уменьшится или его вовсе не будет!

15. Сидеть между двумя Хутбами. В соответствии с сунной, время сидения не должно превышать времени прочтения трех коротких аятов. При сидении, достаточно, чтобы все части тела успокоились на своих местах.

Условие 5.Читать хутбу перед обязательной пятничной молитвой. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если хутбу слушали только женщины и дети, то такая хутба не действительна.

Условие 6.Читать пятничную молитву совместно. По мазхабу Ханафи, кроме имама  необходимо наличие джама'ата в количестве 3-х мужчин,[3] находящихся в здравом уме.[4] Причем, если все слушавшие хутбу ушли, а молитву исполняли другие мужчины, то молитва эта действительна – сахих. По мазхабу Ханафи и больные (в здравом уме), и гости входят в состав джама'ата.

Условие 7. Двери мечети, где проводится молитва, держать открытыми для всех. Не будет действительной пятничная молитва, прочитанная за закрытыми дверьми. Но, в особых случаях допускаются исключения. Например, можно закрыться с целью недопущения внутрь девушек, молодых женщин, чтобы предотвратить сплетни, раздоры.


[1]Из сборникафетв по мазхабу Ханафи«Фатава-и Хиндиййа».

[2]По мазхабу Ханафи к «Длинным» сурам (Тивал-ы муфассал), которые читаются в молитвах, относят  суры от 49-ой «Худжурат» и до 85-ой «Бурудж». (Подробнее по мазхабам см. в главе: «3-й фард молитвы. Чтение Корана (Кыраат)»).

[3]По иджтихаду имама Абу Йусуфа пятничная молитва будет действительной (Сахих) и в том случае, если на молитве кроме имама присутствовали всего двое дееспособных мужчин.

[4]По мазхабу Малики на Пятничной молитве необходимо наличие джама'ата не менее 12-ти, а по мазхабам Шафии и Ханбали не менее 40 (сорока) местных мужчин (не мусафиров). Если же на молитве присутствуют более сорока человек, то имамом может быть и из числа мусафиров.

217