Оглавление
225

1. Предварительные Условия молитвы Джаназа (Шарты)

1) Покойный должен быть мусульманином.

2) Покойник должен быть омыт. Если же покойник захоронен без полного омовения, но могила еще не засыпана, то вынимают покойника из могилы, и совершают последовательно омовение и намаз. Место для табута (Мусалла) и место для имама должны быть чистыми. Место для джамаата – по возможности. Если же такой возможности нет, то это не обязательно, так как для совершения заупокойной молитвы (исполнения Фарда), достаточно и одного имама. Фард не будет считаться выполненным, если одежда имама или обувь, или место, где он стоит, будут оскверненными. В крайнем случае, при отсутствии чистого места, дозволяется снять обувь, и встать поверх нее, если она чиста сверху.

3) Тело покойника должно быть в наличии целиком, или основные части (голова и половина туловища). Если же в наличии нет большей части туловища, или половины туловища без головы, то молитва Джаназа не читается.

4) Табут с телом должен находиться на земле или близко к земле, - на месте "Мусалла" (Сенг-и Мусалла). Если табут будет находиться на животном или на плечах людей, то намаз не будет действительным. Когда нет чистого места, дозволяется держать табут на опущенных вниз руках. Табут ставится таким образом, чтобы голова покойника приходилась по правую сторону имама.

5) Покойник должен находиться непосредственно перед имамом.

6) И у покойника, и у имама должны быть закрыты части тела, запрещенные для обозрения (Аврат).

а) Место проведения молитвыДжаназа

Молитва Джаназа проводится на открытом месте. Обычно – это двор мечети или двор самого покойного. Как было сказано выше, исполнять Заупокойную молитву у могил по мазхабам Ханафи и Шафии нежелательно (Макрух), так как было сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Кроме кладбищ и бань, вся земля является мечетью (для молитвы)».[1] Однако ученые мазхабов Малики и Ханбали считают, что у могил исполнять молитву Джаназа можно, и опираются при этом на общеизвестный хадис: «Вся земля предоставлена мне в качестве мечети и для очищения». Если же все-таки обстоятельства вынуждают исполнять молитву Джаназа у могил, то не следует это делать в сторону могил, так как в хадисе от Муслима сказано:

«Не садитесь на могилы и не исполняйте молитву напротив могил».[Насаи].

б) Долги покойного

Среди долгов умершего мусульманина могут быть: и часть не отданного "Махра" (см. раздел "Никях"), и не отданные "Закят" или милостыня "Фитр", и имущество, приобретенное недозволенным способом (воровство, вымогательство, обман и т. д.). Если же он с долгами не смог рассчитаться до часа смерти, то это должны сделать его попечители или близкие родственники тут же, до помещения его в могилу. Если нет возможности выплатить сразу, то они возьмут на себя обязательство выплатить их в будущем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), не захотел совершить заупокойную молитву над телом мусульманина, так как за ним оставался долг в два динара, равные 2-ум мискалям (двум золотым по 4,8 грамма). Один из Сподвижников - Абу Катада аль-Ансари, да будет доволен  им Аллах, взял на себя долг покойного. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уточнил у Абу Катады: "Действительно ли ты взял на себя долг этого умершего в два золотых и освободил его от долга?" и, после ответа Абу Катада "Да", провел заупокойную молитву. Отсюда видно, что и посторонний человек может взять на себя долг покойного, чтобы избавить его от этого перед погребением. В таких случаях, лучше получить подтверждение от человека, который берет на себя долг покойного, что он прощает ему этот долг (пусть будет покойному Халяль). Это подтверждение полностью освободит покойного от долга.


[1]Хадис приведен Ахмадом, Ибн-и Хиббаном, Абу Даудом, Ибн-и Маджа от Абу Саида.

225