Оглавление
226

2. Фарды и Сунны молитвы Джаназа

По мазхабу Ханафи существуют Два Рукна (Фарда) при исполнении заупокойной молитвы:

1) Произнесение Намерения и 4-х кратного Такбира.

2) Исполнение молитвы Стоя.[1]

Не дозволяется без уважительных причин исполнять молитву сидя на земле или верхом на животном. Это допустимо лишь в том случае, когда невозможно спуститься с животного из-за сильного дождя или грязи.

Приветствие в обе стороны после четвертого Такбира у ханафитов является предписанием степени Ваджиб (близким к фарду).

Три весьма желательных условия (Сунна) молитвы

1) Произнести "Субханака".

2) Произнести "Салават", как это делается перед каждой мольбой.

3) Обратиться с мольбой к Аллаху субхана-Ху ва тааля (в какой-либо форме, известной по Корану или Сунне) о прощении грехов покойного.[2]

Заупокойнаямолитва не исполняется в 4-х случаях:

1- Если мусульманин погиб в сражении в составе мятежников против законно избранного Халифа (правителя).

2-Если умерший был убит при совершении им грабежа, разбоя. Но, если участник разбоя или грабежа скрылся с места преступления, а затем был схвачен, приговорен Шариатским Судом и умер в результате наказания суда или был казнен по приговору суда, то в таких случаях их тела омывают и читают заупокойную молитву.

3-Не совершается заупокойная молитва над телами противника, погибших в схватке, если они угнетали других людей, отличались жестокостью и варварством.

4- Не совершается молитва над человеком, если он был убит при вооруженном вторжении в  чужое жилище.

Если человек убил мать или отца, то над ним не исполняется заупокойная молитва, если он будет лишен жизни по приговору Шариатского Суда.

Если человек совершил самоубийство, то, по основным фетвам мазхабов Ханафи и Шафии, тело его подлежит омовению и над ним необходимо прочитать заупокойную молитву.[3] Сказано было в хадисе: «Совершайте саляту’д-джаназа каждому умершему мусульманину, даже если он совершил самоубийство». [Дэйлеми].

3. Время молитвы Джаназа и желательность джамаата

По мазхабу Ханафи существует пять временных отрезков, в которые исполнение каких-либо молитв весьма нежелательно, а точнее близко к Хараму (Тахриман Макрух).

Вспомним эти периоды: 1) Время восхода Солнца. 2) Время захода Солнца. 3) Время прохождения Солнцем зенита. 4) Время, следующее после исполнения Утренней молитвы (Саляту-ль-Фэджр) до восхода Солнца. 5) Время, следующее после исполнения Послеполуденной молитвы (Саляту-ль-Аср) до захода Солнца.[4]

Кроме указанных по мазхабу Ханафи пяти нежелательных периодов, эта молитва не имеет других временных ограничений, как в других молитвах. То есть, молитва Джаназа Обязательна (Фард) к выполнению, но ее выполнение не связано с условием исполнения этой молитвы в определенное время.


[1]Принятие Намерения так же Обязательно (Фард), как и другие Предварительные Условия (Шарты), соблюдение которых необходимо перед всеми молитвами. (см. выше главу «Обязательные Предписания»).

[2]По мазхабу Шафии заупокойная молитва имеет Семь Рукнов (Фардов):

1. Намерение. Так же как и в других молитвах, Намерение здесь обязательно.

2. Произнесение 4-х Такбиров (вместе с Вступительным Такбиром).

3. Чтение суры «Фатиха» после Вступительного Такбира.

4. После 2-го Такбира произнести Салават.

5. После 3-го Такбира обратиться к Всевышнему Аллаху с Мольбой о прощении покойного.

6. После 4-го Такбира отдать Приветствие в обе стороны, как и в других молитвах.

7. Исполнять молитву Джаназа Стоя всем, кто имеет такую возможность.

[3]По мнению некоторых муджтахидов мазхаба Ханафи, среди которых Абу Йусуф (113-182/731-798)и Ибн-и Хумам (790-861/1388-1457)да будет милостив к ним Аллах, молитва Джаназа над самоубийцами не читается. Их доводом служит хадис от Джабира б. Сэмура (приведенный у Муслима), в котором говорится:

«Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) было доставлено тело человека, лишившего себя жизни, однако он не стал читать над ним молитву Джаназа».

[4]Шафииты полагают, что молитву Джаназа можно исполнять в любое время.

226