Оглавление
239

Если есть возможность, путники предварительно договариваются с водителем об остановках на необходимое для молитвы время. Если такой возможности нет, то путники выходят из автобуса в положенное время, исполняют очередную молитву, а затем едут дальше на другом автобусе. Если договориться об остановках автобуса в пути невозможно, то, в случае крайней необходимости, ханафиты могут совместить две молитвы, придерживаясь фетв какого-либо одного из остальных 3-х мазхабов Суннитов.

Совмещение молитв в пути:

Последователь мазхаба Ханафи Может совместить в пути две молитвы, следуя мазхабам Малики или Шафии (в случае крайней необходимости), но для этого он должен знать правила следования другому мазхабу.[1]

То есть, исполнить полуденную и послеполуденную молитвы во время одной из этих молитв а также совместить вечернюю и ночную молитвы.[2]

В случае паломничества в Мекку:

Мусульманин, прибывший в Мекку с намерением задержаться там на 15 дней и более, будет считаться не "Мусафир", а "Муким". А значит, все молитвы ему надо исполнять так же, как дома, - без сокращений.

Если же он прибудет в Мекку с намерением оставаться там менее 15-ти дней, то молитвы ему придется исполнять в сокращенном виде. Так как он по мазхабу Ханафи будет в положении "Мусафир".

Если же нахождение в Мекке не было точно определено намерением, то, сколько бы он там ни оставался, все время будет в положении "Мусафир" и ему надо будет сокращать молитвы. В этом положении он может быть и месяцы и годы, пока точно не определится с намерением.

Если паломник примет намерение посетить Мекку, долину Мина и Арафат в общей сложности за 15 дней, то будет в положении "Мусафир", и молитвы надо читать сокращенно.

Действия Мусафира в составе группы:

Если путники совершают путешествие в составе группы (ученики, солдаты, рабочие бригады и т. п.), то члены групп действуют в соответствии с указаниями своих руководителей. До той поры, пока они не получат ясного приказа оставаться на месте прибытия 15 дней и более, члены таких групп будут в положении "Мусафир". И значит, будут читать молитвы сокращенно.

Если такого приказа или сообщения они не получат, то будут оставаться в положении "Мусафир", сколько бы ни находились в этом месте.

Три вида понятия «Ватан» (место постоянного проживания):

1) Ватан-уль-Асли. 2) Ватан-уль-Икамати . 3) Ватан-ус-Сукна.

1) Ватан-уль-Асли – Место рождения человека, или место женитьбы. Или это может быть местом, где намеревается жить постоянно. Ватан-уль-Асли может измениться лишь в случае, когда человек примет решение изменить место своего постоянного проживания и переедет жить на новое место. Например: постоянным местожительством человека был населенный пункт, где он родился и вырос. Но, вот он женился и решил переехать жить в город, где постоянно проживает его жена (муж). В этом случае первоначальный Ватан-уль-Асли этого человека изменится. И если, этот человек будет приезжать менее чем на 15 дней в город своего детства (расстояние до которого окажется более 104-х км.), то будет в положении Мусафир и поэтому 4-х ракаатные молитвы надо будет читать сокращенно в 2 ракаата. Так делал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Приезжая из Медины в город своего детства и женитьбы - Мекку, читал молитвы сокращенно.


[1]См. ниже специальную главу: «Особенности следования остальным 3-м мазхабам».

[2]О совмещении молитв см. ниже. 

239