Оглавление
242

Для Совмещения Джам-и Тэхир по мазхабу Шафии, необходимо наличие 2-х Условий:[1]

Семь условий Совмещения двух молитв местным джамаатом по мазхабу Шафии:[2]

Раздел 7. О Дополнительных Молитвах (Навафиль)

Кроме ежедневных обязательных (фард) пяти молитв, и молитв из разряда "ваджиб" (очень близких к фардам), существует еще целый ряд дополнительных молитв – Навафиль. Исполнение их целесообразно тем, кто соблюдает по всем правилам все пять обязательных ежедневных молитв. Если же человек пропускает какую-либо ежедневную фард молитву, то исполнение молитвы навафиль не принесет ему никакой пользы, так как в этом случае они не будут приняты Всевышним Аллахом. Об этом сказано в хадисах. При соблюдении фард молитв, мусульманин отдает свой долг, а исполнение молитв навафиль дает ему возможность получения вознаграждений от Всевышнего Аллаха. В священном (кудси) хадисе говорится: "Аллах сказал: "Мусульманин, исполнявший Обязательные Предписания, будет избавлен от Моего наказания. Исполнявший дополнительные (после исполнения обязательных) – приблизится ко Мне (получит вознаграждение)".

В другом хадисе от Абу Хурайры, Пророк (мир ему и благословение Аллаха)говорил:

"Первый спрос в Судный День будет предъявлен рабу Аллаха по его молитве. Если же он исполнял их полностью и без недостатков, то - спасся и приобрел. Если же обязательные (фард) молитвы раба окажутся недостаточными, то Всевышний Аллах скажет ангелам: «Посмотрите-ка, нет ли у него дополнительных (навафиль) молитв, которые могли бы исправить недостатки обязательных». Другие действия будут рассматриваться таким же образом".[3]

К навафиль относятся все поклонения из разряда «Сунна» (которые в свою очередь имеют различные степени: мустахаб; мубах и т.п.). В многочисленных сообщениях, приведенных в известных сборниках хадисов, говорится, что наиболее важными Дополнительными поклонениями являются молитвы, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха)исполнял до или после фард молитв. Эти молитвы относятся к разряду «Раватиб». Многие из этих дополнительных молитв он не пропускал никогда, если у него не было весомой причины для этого.


[1]Для Совмещения Джам-и Тэхир по мазхабу Шафии, необходимо соблюдение 2-х Условий:

1. Для того чтобы предыдущую молитву сделать вместе с последующей, отложив для этого ее исполнение на время, отведенное для второй, необходимо принять намерение (Нийат) во время, отведенное для исполнения первой молитвы. Если же намерение не будет принято в указанное время, или же если окажется недостаточно времени для исполнения необходимой части второй молитвы, то человек получит грех. Если же мусульманин не успеет прочитать в положенное время хотя бы один ракаат молитвы, то ее надо будет Восстанавливать. Если успеет совершить один ракаат в отведенное время, то будет считаться, что молитва его Исполнена, хотя и с получением греха за совершение харама.

2. Для действительности Джам-и Тэхир, необходимо быть в положении Мусафира до окончания второй молитвы. Если же положение мусафира у мусульманина закончится раньше окончания молитвы, то будет считаться, что молитва, которую он откладывал на более позднее время, не исполнена, а требует Восстановления.

Необходимость соблюдения очередности (тартиб) и непрерывности (мувалат) при Совмещении с откладыванием на более позднее время, является сунной, а не шартом.

Мусульманину - не путнику (Муким), по причине дождя, мокрого снега, града - разрешено вместе с Пятничной молитвой Совместить (Джам-и такдим) Послеполуденную молитву.

[2]Семь условий Совмещения двух молитв местным джамаатом по мазхабу Шафии:

1- Дождь, град и т.п., должны иметь место во время вступительных такбиров к обеим молитвам и во время окончания первой молитвы. Прерывание дождя в промежутках не влияет на дозволенность Совмещения.

2- Необходимо соблюсти очередность исполнения молитв (тартиб).

3- Необходимо соблюсти непрерывность. Между молитвами не должно быть продолжительной паузы.

4- Принимать намерение для этого Совмещения так же, как и при принятии намерения, будучи путником (Мусафиром).

5- Как минимум вступительный такбир ко второй молитве должен быть исполнен в составе джамаата. Если в течение молитвы джамаат распадется, то молитва будет действительной, даже если имам продолжит и закончит молитву один.

6- Имам, ведущий обе молитвы, обязан принимать намерение и на исполнение обязанности имама, и на совмещение молитвы в составе джамаата.

7- Место исполнения Совмещенных молитв должно находиться по местным меркам где-либо в отдалении, куда джамаату добираться совсем не просто. Это условие не касается имама, ведущего эти молитвы. Если даже он не испытывает никаких затруднений от дождя, добираясь в это место, ему дозволено вести подобные молитвы.

При отсутствии какого-либо одного из перечисленных условий, мусульманин (не являющийся путником), не может Совмещать две молитвы в одно время. Ни ночная темень, ни ветер, ни грязь или какая-либо болезнь не могут служить основанием для исполнения двух молитв в одно время. Правда, некоторые ученые считают возможным Совмещение молитв из-за болезни. (DMIF, II: 685-687).

 [3] Хадис приведен Ибни Маджа, Ахмадом и др.

242