Оглавление
252

(фард) этого мазхаба и избегать положений, которые по этой школе нарушают (муфсид) исполняемое поклонение. Если по мазхабу Ханафи какое-либо действие исполняемого поклонения является сунной, а при следовании мазхабу Малики это же действие является нежелательным (макрух), то его следует исполнить как сунну.

Например:

а) По мазхабу Ханафи в молитве перед чтением суры "Фатиха", по сунне произносится  "Аузу…Бисмилля…". Поизносить эту формулу по мазхабу Малики нежелательно (макрух). Но для Ханафита, при следовании мазхабу Малики, произнесение этой формулы остается весьма желательной (сунна).

б) Если кровотечение женщины в состоянии Хайыз длится 13 дней, то согласно фетвам мазхаба Ханафи, кровотечение после 10-го дня является болезненным состоянием. По этому мазхабу, в эти дни женщина  совершает полное омовение и исполняет молитвы. По мазхабу Малики менструальный период определен 15-ю днями. Если кровотечение продолжается все 15 дней, то молитву исполнять ей не разрешено.  В этом случае, женщина ожидает окончания кровотечения до исхода 15-го дня. На 16-й день она совершает полное омовение и читает молитвы. Пропущенные фарды после 10-го дня, обязательные по своему мазхабу, ей надо будет восстановить. Таким образом, женщина исполнит фарды двух мазхабов и избежит запретов этих школ.

Теперь о Путнике и Госте (Мусафир):

в) Если человек находился в месте пребывания меньше 15 дней, то по мазхабу Ханафи он остается в положении мусафир, а по мазхабу Малики - нет. По фетвам этой школы, человек перестает быть мусафир, а становится  "муким", если примет намерение находиться в месте пребывания 4 дня и более (кроме дня приезда и отъезда).[1] Если намерение было на 3 дня или менее, то он будет мусафир. Если в указанном случае молитва будет исполнена в 2 ракаата, то она не будет действительной. Раз при следовании другому мазхабу, необходимо было соблюдение фардов этого мазхаба, то значит и молитву надо было исполнить по мазхабу Малики, - в 4 ракаата.

г) Человек, совершивший переход (поездку) на расстояние, превышающее 80 км, по мазхабу Малики становится "сафари", а по мазхабу Ханафи - нет. И если ханафит, следуя мазхабу Малики, исполнит молитву в 2 ракаата вместо 4-х, то она не будет действительной, из-за нарушения фарда мазхаба Ханафи. По мазхабу Малики сокращения молитв путнику является сунной. Следовательно, надо отдать предпочтение фарду своего мазхаба, а не сунне мазхаба Малики. Необходимо запомнить, что при следовании другому мазхабу, мы соблюдаем фарды обеих школ. А это значит, что при определении расстояния в километрах, за основу берется мазхаб Ханафи (104 км), а количество дней определяется по мазхабу Малики. Вывод: Ханафит, следующий мазхабу Малики, может оказаться в положении  Мусафир, если примет намерение пройти или проехать расстояние не менее 104 км., и находиться на месте прибытия не более 3-х дней.

КАК СЛЕДОВАТЬ МАЗХАБУ ШАФИИ

При следовании мазхабу Шафии, так же необходимо соблюдать фарды и избегать запреты, учитывая следующие положения этого мазхаба:

Фарды Полного омовения (Гусуль):

1 - Является Обязательным Предписанием (Фардом) принятие Намерения (Нийат) и перед удалением нечистот (избавлением от наджасы), и перед Полным омовением (Гусуль).

2 – Мытье всего тела.

3 – Мытье под волосяным покровом всех участков тела.

Необходимо соблюдать и следующие положения:

4 - При Малом омовении является фардом: а) Намерение, б) Последовательность (Тертип). То есть, омовение отдельных частей тела необходимо совершать в строгой последовательности.


[1]Если считать дни вместе с днями прибытия и убытия, то мусульманин, находившийся в месте прибытия 6 (шесть) дней, по мазхабу Малики будет считаться Муким, а значит совершать 4-х ракаатные молитвы полностью. Если же будет оставаться 5 дней и меньше, то окажется в положении Мусафир, и молитвы будет сокращать. [Время прибытия и убытия регулируется временем прекращениия приема пищи (Имсак) постящимися и началом рассвета. Если человек прибудет на место после Имсака, то этот день в расчет не берется. Так же не подлежит счету и день  убытия после Имсака].

252