Оглавление
256

А по иджтихаду Имама А’зама Абу Ханифы, намаз, исполненный в это время – будет недействительным.[1] Такое положение существует как внутри мазхабов, так и между мазхабами. К примеру, участие в праздничной молитве по мазхабу Ханафи – ваджиб, а по остальным трем – сунна. Может быть и такое различие в иджтихаде: чтение «аят-аль-курси» после фард намаза по мазхабу Шафии – сунна, а по мазхабу Ханафи – бид’ат, так как «аят-аль-курси» у ханафитов читается после полного окончания молитвы (фард+сунна). Нельзя обвинять ученых из-за такого различного иджтихада, ведь шариат обязывает их, достигших уровня вынесения решений, действовать только по своему личному пониманию существа вопроса.

Принятие перед молитвой намерения в душе, является условием обязательным (фардом) во всех 4-х мазхабах. Ни в одном из них не будет намерение действительным, если оно произнесено только словесно. Человек должен быть готов к молитве, прежде всего, – душой. Есть ученые, которые считают, что дозволено призносить намерение еще и словесно. Такое же положение и при поднятии пальца при ташаххуде в молитве. Одни алимы говорят, что лучше этого не делать, а другие – что это сунна. Что делать в этом положении нам, обычным мусульманам? У нас один единственный путь познания Шариата, и это – следование выводам ученых своего мазхаба! Нет таких проблем, которые бы не были разрешены в нашей религии!

Ученые Ислама разделили Нововведения – Бид’аты на два вида: Бид’ат-уль-хасана и Бид’ат-ус-сеййиа.Появление школ и книг ученые относят к хорошим нововведениям - Бид’ат-уль-хасана. В книге «Хадика…» говорится: «Наша религия дает разрешение на использование таких новшеств из-за того, что они помогают совершать определенные поклонения».

Хазрат Имам Раббани считает, что нельзя осквернять хорошие вещи, дозволенные религией, словом Бид’ат, а надо их называть «Суннат-уль-хасана» - «Хорошие деяния». Слово «Сунна» применяется здесь в значениях путь, дело, которые могут быть и хорошими, и плохими. Об этом сказано в хадисе от Муслима, да будет милостив к нему Аллах.[2] Нельзя считать, что хазрат Имам Раббани не принимает Бид’ат-уль-хасана. Он не принимает лишь такое название хорошему деянию. К примеру, если назвать слово «бид’ат» скверной, то получится, что скверна бывает хорошая (Бид’ат-уль-хасана), и бывает плохая (Бид’ат-ус-сеййиа). Если совершаемое деяние – хорошее, то и называть его надо «хорошим деянием» - Суннат-уль-хасана, а не осквернять это деяние словом «Бид’ат».

Бид’ат, совершаемый в наши дни

Как известно, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) после окончания намаза (сунны или фарда), произносил: «Аллахумма антассаляму ва минкяссалям табаракта йа зель-джеляле вель-икрам», и сразувставал к исполнению фарда или сунны. Известно так же, что после полного окончания молитвы (сунна+фард+сунна) обращаться с мольбой (дуа) к Всевышнему Аллаху надо в соответствие с сунной только после прочтения Аят-аль-Курси и произнесения тасбихов, ведь сказано было Посланником, салляллаху алейхи ве селлем: «Кто совершает поклонения не так как мы, тот не из нас».Мизан-уль-Кубра» - книга Имама Абд-уль-Ваххаба аш-Ша'рани].В хадисе, приведенном в сборниках Муслима и Тирмизи, говорится: "После исполнения фарда, Посланник Аллаха сидел ровно столько, сколько необходимо для прочтения: «Аллахумма Анта-с-Саляму ва Мин-ка-с-саляму. Табаракта йа зель-Джаляли валь-Икрами», и после этого сразу вставал для исполнения сунны".

Еще некоторые из бид’атов (новшеств в религии):

Бид’ат: - После исполнения молитвы и дуа, делать земной поклон благодарения (суджуд-уш-шукр). [«Дурр-уль-Мухтар…» Имама аль-Хаскафи].


[1]См. выше, главу: 5-ое Предварительное Условие молитвы: ВРЕМЯ

[2]Сказано в хадисе в переводе смысла: «Тому, кто даст начало хорошему деянию (Суннат-уль-хасана), запишется вознаграждение, а также вознаграждения тех, которые до судного дня будут продолжать эти деяния после него, и это не уменьшит наград, принадлежащих им. А тому, кто положит начало плохому деянию (Суннат-ус-сеййиа), запишется его грех, а также грехи тех, которые до судного дня будут продолжать это деяние после него». [Муслим].

256