Оглавление
274

Основатель 2-го мазхаба Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа – Имам Малик б. Анас

ИМАМ МАЛИК Б. АНАС (да будет милостив к нему Аллах)(Абу Абдуллах Малик б. Анас б. Абу Амир аль-Асбахи 95 (90,93) -179 гг. хиджры).

Имам Малик б. Анас является основателем одного из сохранившихся до нашего времени 4-х школ Приверженцев Сунны. Он один из самых знаменитых ученых Медины 3-его поколения мусульман, живших после Табиунов – последователей Сподвижников. Первым учителем Имама Малика был Рабиа б. Абдуррахман. Затем он учился у Абдуррахмана б. Хурмуза. Из Табиунов его учителями были: Нафи, Ибн-и Шихаб, аз-Зухри и Саид б. аль-Мусаййиб. Получал также знания и от потомка Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – Джафара ас-Садыка.

Им написана книга по толкованию Корана – «Гарибу-ль-Куръан». Его главная книга «Муватта» является сборником хадисов, которые он собрал от 900 ученых. 300 из них принадлежали к поколению Табиунов, а остальные 600 были их учениками. Имам Малик писал эту книгу на протяжении сорока лет. Поначалу в ней было собрано около 4-х тысяч хадисов, но к концу работы имам оставил в сборнике лишь одну тысячу. Самыми известными книгами по фикху являются: «Ат-Тарфи» и «Аль-Ихкам».

Имам Малик, да будет милостив к нему Аллах, никогда не торопился давать фетву. Отвечая на вопросы, он мог неожиданно сказать «Ля эдри» - «Я не знаю». Он говорил: "Если бы у меня была возможность, я бы свернул шеи всем, кто толкует Благородный Коран, опираясь на свой короткий ум". Имам Малик также не избежал преследований "сильных мира сего". В 147-ом году во время правления Аббасидов, в частности Халифа Абу Джафара Мансура, он был арестован по ложному донесению правителем Медины и приговорен к 70 палочным ударам.

Его ученик Абдуллах ибн Вэхб (125/742-197/812) написал книгу «Аль-Муджалясат», состоящую из хадисов, услышанных от Имама Малика; сообщений Сподвижников и статей о нравственности и воспитании. (EA; IAA, II: 264).

***

Основатель 3-го мазхаба Имам Мухаммад б. Идрис аш-Шафии ИМАМ АШ-ШАФИИ (да будет милостив к нему Аллах)

(Мухаммад б. Идрис б. Аббас б. Усман б. Шафии; аль-Курайши. 150/767-204/820)

Имам аш-Шафии родился в Газзе в 150-м году и умер в Египте в 204-м. Могила находится в Каире у могил «Курафа». Его предок в 8-ом поколении Хашим б. Мутталиб б. Абд-и Манаф приходится племянником другого Хашима, предка Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Прапрапрадед Имама - Саиб в битве при Бадре был на стороне противника. После этой битвы он и его сын Шафии приняли Ислам, и стали Сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В память о своем предке Имам и принял имя «аш-Шафии». Мать Имама была родственницей внука Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – Хасана б. Али б. Аби Талиба, да будет доволен ими Всевышний Аллах.

Еще 2-х годовалым ребенком он побывал в Мекке вместе с родителями. В малолетнем возрасте там же выучил Коран, а в 10 лет уже знал на память всю книгу Имама Малика «Муватта»! В 15 лет он начал давать фетвы. В 165-ом году поехал в Медину и 9 лет учился у Имама Малика, да будет милостив к нему Аллах. Тонкости арабского языка и народные предания изучал у жителей племени Хузайл, подолгу живя вместе с ними в степи.

В 185-ом году приехал в Багдад для продолжения учебы. Здесь он учился у знаменитого муджтахида Мухаммада аш-Шэйбани, ученика Имама А'зама Абу Ханифа, да будет на них милость Аллаха. На протяжении всей жизни Имам аш-Шафии всегда с любовью отзывался об этом ученом, неустанно повторяя, как много он ему дал знаний. Кроме того, Имам Мухаммад женился на его матери, и Имам аш-Шафии стал его приемным сыном. Это позволило ему впоследствии получить в наследство все труды великого Муджтахида.

Через 2 года аш-Шафии поехал в Мекку для совершения Хаджа, и вернулся в Багдад уже в 198-ом году. В 199-ом переехал жить в Египет, где и умер в 204-ом году. Много лет спустя после его смерти было решено перевезти останки в Багдад. При вскрытии могилы распространился такой сильный мускусный запах, что участники вскрытия лишились чувств. По этой причине было решено отказаться от перезахоронения.

274