Оглавление
275

Среди современников Имама мало кто мог с ним соперничать по знаниям Корана и Сунны. Еще, будучи совсем молодым человеком, он во многом превзошел своих учителей. Его знания, нравственный образ жизни, острый ум и отличная память позволило Имаму аш-Шафии за очень короткое время стать «Мутлак Муджтахидом», - основателем мазхаба. Последователей его школы становилось все больше и больше. Жители Мекки, Медины, Палестины, а впоследствии Египта и других стран, стали придерживаться его школы. Становилось понятным, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду именно его, Имама аш-Шафии, когда говорил: "Ученый из курайшитов заполнит весь мир своими знаниями".

Самыми известными его учениками были: Ахмад б. Ханбал (впоследствии стал основателем 4-го мазхаба), Исхак б. Рахавэйк, аз-Заферани, Абу Саур Ибрахим б. Халид, Абу Ибрахим аль-Музени, Раби б. Сулейман аль-Муради и др. Имаму аш-Шафии принадлежат много ценных высказываний, которые помогали мусульманам точнее определить свой путь к спасению. Имам мало ел и мало спал. "Обильная пища утяжеляет человека. Уменьшает способность получать и понимать знания. Любителя обильной пищи всегда тянет ко сну, что, естественно, отнимает много ценного времени. Весьма умеренный прием пищи, является основой для молитвы, для получения знаний, а значит и спасения"- говорил он.

Еще из высказываний Имама аш-Шафии: "Если два человека после ссоры стали раскрывать недостатки друг друга, то это явный признак лицемерия".

"Получать знания гораздо важнее, чем совершение дополнительных молитв".

Сын известного муджтахида Ахмада б. Ханбала (эпонима 4-ой школы Суннитов) Абдуллах, спросил как-то своего отца, почему он часто обращается к Аллаху Тааля с мольбой быть милостивым к Имаму аш-Шафии. Имам ответил: "Сын мой! Место Имама аш-Шафии среди людей подобно солнцу на небе...". (Здесь окончен перевод из книги "Mizan-ul-kubra"Абдулваххаба аш-Ша'рани).

Следующий перечень ценных трудов Имама аш-Шафии приведен в энциклопедии великих людей Ислама. Сборник вышел в Турции в 1992-ом году:

1. Ахкам-уль-Куръан; 2. Ихтилаф-уль-Хадис; 3. Муснад-уш-Шафии; 4. Рисала фи-ль-Усул; 5. Аль-Маварис; 6. Аль-Умм; 7. Китаб-ус-Сунан валь-Муснад; 8. Аль-Эмали аль-Кубра; 9. Аль-Имла ас-Сагир; 10. Адаб-уль-Кади; 11. Фадаиль-и Курайш; 12. Аль-Ашриба; 13. Ас-Сабку ва-р-Рэмъю; 14. Исбат-ун-Нубувва уа Рэдд-и аляль-Берахима; 15. Диван. (IAA, III: 237-246).

Основные Правила, принятые в мазхабе Шафии

1) При наличии двух разных мнений Имама аш-Шафии по какому-либо вопросу, муфтий в своих фетвах должен придерживаться иджтихада первого поколения ученых мазхаба. То есть, опираться на сообщения имамов аль-Бувэйти, Аль-Музени, аль-Муради, переданных ими от Имама аш-Шафии.

2) Среди ученых последующих поколений самым надежным комментатором  трудов ранних ученых мазхаба считается имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах. К таким работам имама относятся: "Минхадж-ут-Талибин" и "Умдат-уль-Муфтин". Несмотря на существование у него работы по фикху - "Равда", ученые шафииты отдают предпочтение "Минхаджу" и считают эту работу имама основной книгой мазхаба. При написании этой книги имам ан-Навави опирался на произведение "Аль-Мухаррар" Абу-ль-Касыма ар-Рафии. Шейх Закариййа аль-Ансари сократил книгу "Минхадж-ут-Талибин" и назвал этот сокращенный вариант "Аль-Мэххадж". "Минхадж" имела много комментаторов, наиболее ценной из которых считается произведение имама Ибн-и Хаджара аль-Макки "Тухфат-уль-Мухтадж" в четырех томах. Таким образом, современные фетвы мазхаба должны опираться на положения фикха, указанные в книге комментариев имама ан-Навави "Минхадж-ут-Талибин"; на комментарии к этой книге имама ар-Рэмли "Нихайат-уль-Мухтадж"; на книгу Ибн-и Хаджара аль-Макки "Тухфат-уль-Мухтадж" и на работы Шейха Закариййа аль-Ансари.

3) В мазхабе Шафии различают два вида Сунны в молитве: а) Эба’аз, б) Хэйет.
(см. ч. 4, раздел 2 - Сунны Молитвы).

275