Оглавление
58

4. К четвертой группе причислены люди, основное имущество которых является Халяль, но оно смешано с некоторой частью имущества Харам. К примеру, если кто-либо работал у человека, имущество которого - Харам (у ростовщика, мошенника, продавца свинины или спиртного …) и взял у него в качестве оплаты что-либо, и смешал со своим имуществом. С такими людьми совершать сделки не запрещается шариатом, но из предосторожности лучше всего избежать этого. Однажды  представители Абдуллаха бин Мубарака в г. Басре сообщили ему в письме, что совершают торговые операции с людьми из окружения султана. Известный ученый срочно послал ответное письмо с предписанием: "С представителями султана возможны сделки только в том случае, если они имеют торговые отношения и с другими людьми. Если другие люди у них ничего не покупают, то и вы не имейте с ними никаких отношений".

5. В пятой группе - люди с репутацией грабителей, разбойников, происхождение товара которых неизвестно. С такими людьми нельзя совершать торговые сделки, пока не будет твердой уверенности в том, что их товар из разряда дозволенного.

6. Шестая группа людей, - это нечестивые мусульмане (Фасык), которые грешат открыто и редко вспоминают о покаянии. Торговые взаимоотношения с ними возможны лишь в том случае, если эти люди признают свои грехи, свои слабости, чувствуют себя виноватыми. Неправомерными по шариату считаются рассуждения по отношению к этим людям типа: "Если человек не избегает грехов, то и товар его наверняка Харам". Такие рассуждения неправомочны, так как безгрешных людей просто нет. Товар человека может быть Харам не потому, что он грешит, а лишь потому, что добыт недозволенным путем. Много людей, которые хоть и грешат, но боятся Аллаха тааля при торговых взаимоотношениях с людьми.

Итак, если мусульманин будет учитывать вышеуказанные предписания шариата, то ему иншаАллах будут прощены невольные грехи.

Когда говорится о том, что лучше избежать сделок в сомнительных случаях, то имеется в виду соблюдение предосторожности. В таких случаях дозволено спросить у продавца, где он взял этот товар. Но и тут надо помнить, что если мусульманин при этом обидится, то на вас ляжет грех. Избегать сомнительных сделок, это всего лишь предосторожность, а обидеть мусульманина - грех. Поэтому, если вы решили все-таки спросить о происхождении товара, то надо это сделать в учтивой, уважительной форме, чтобы партнер по торговой сделке не обиделся. Нельзя спрашивать так же и у других людей, так как если хозяин товара узнает об этом, то расстроится еще больше. В этом случае ваши расспросы могут быть расценены и как заглазное осуждение (Гыйба), и как плохое мнение или подозрительность по отношению к братьям по вере (Су-уз-занни). И то, и другое является грехом, следовательно, такая предосторожность может привести к Хараму. Предания сообщают, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение)  будучи в гостях принимал все, что ему давали. Он не спрашивал о происхождении предлагаемой еды. Принимал и подарки. Лишь  в сомнительных случаях (например, первое время после Хиджры) он соблюдал предосторожность, спрашивая у дарителей что это, подарок или милостыня.[1]

Глава 3. Об отношении к еде, вещам, подаркам, недозволенному заработку

О еде и алкоголе

Если вам настоятельно предлагают еду сомнительного, на ваш взгляд, происхождения, то надо вежливо отказаться, назвав какую-либо причину. Если предлагают хотя бы попробовать еду, то лучше все-таки попробовать, чтобы не обидеть брата по вере.

Другое дело, когда человек вынужден покупать что-либо в том месте, где были зафиксированы кражи скота или другого имущества, и есть большая вероятность продажи краденого. В этом случае необходимо спросить о происхождении товара и совершать покупку, если нет никаких сомнений в происхождении товара. Если вы уверены, что вероятность продажи краденого слишком мала, то можно покупать и без вопросов. А лучше всего в этих местах не совершать никаких покупок без крайней необходимости.

Если человек заведомо знает, что ест или совершает какие-то действия запрещенные шариатом, то он совершает грех. Например, употребление свинины, спиртных напитков и т. п.


[1]Пророкам и их потомкам люди могут дарить подарки, но не давать милостыню. Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда принимал подарки, но в ответ старался отдарить в несколько раз больше. Милостыня, поданная богатому человеку, считается подарком, а подарок бедному - милостыней.

58