Оглавление
59

Не знать перечень строго запрещенных шариатом действий, не является уважительной причиной, ведь мусульманин обязан изучить этот вопрос, как только осознанно встанет на путь Ислама. Изучение Халяля и Харама должно предшествовать изучению и исполнению всех тонкостей ежедневной пятикратной молитвы, так как будут бесполезны молитвы человека, не различающего дозволенное и запретное. Изучение данного вопроса при современных информационных возможностях не составляет особого труда. Только беспечность самого человека может являться причиной отсутствия знаний.

Если же человек ел, к примеру, мясной суп, предполагая, что ест дозволенное, а на поверку оказалось, что суп  со свининой, то на нем не будет греха, так как он искренне ошибся. Также и с напитками. Если был выпит напиток, про который было сказано, что он дозволенный, а затем оказалось, что в нем был некий процент алкоголя, то греха нет, так как причина уважительная.

В книге "Шир’ат-уль-Ислям" приведен хадис гласящий: "Тот, кто верит в Аллаха и Судный День, пусть не пьет алкоголь, и пусть не садится за стол, где употребляют алкогольные напитки".[1] Отсюда следует, что нельзя прикрыться объяснением своего присутствия за одним столом с пьющими алкоголь тем, что вы, мол, сами не пили, а лишь поддерживали компанию, хотели сделать приятное своим друзьям. Мол, намерения ваши были чисты, и Аллах вас простит. Нет, в данном случае не может быть прикрытием даже хадис: "Действия человека оцениваются согласно его намерениям". Оправдать подобные действия может лишь то, что вы сели за этот стол, чтобы не было Фитны (скандала, смуты). Необходимо помнить, что к довольству Аллаха ведут лишь те намерения, которые направлены на исполнение дозволенного, а не запретного. К примеру, не получит благость джихада человек, который воевал ради денег или славы.

О взятках и подарках

Имущество, полученное человеком в виде взяток, не считается его имуществом, так как это по шариату запрещено - Харам. Настоящий владелец имущества имеет право в любое время потребовать его обратно. Если взятка давалась не по доброй воле, а человек вынужден был это сделать, то назад потребовать не может. Но тот, кто получил взятку, обязан вернуть полученное тому, кто ее дал. Если кто-то дал что-либо заранее в качестве оплаты ученому, или чтецу Корана, или влиятельному лицу для того, чтобы получить знания по шариату, или чтобы ему прочитали дуа, или защитили его от несправедливости, - то это будет считаться взяткой. Но, если же он отблагодарил этих людей после совершенных ими действий, то они могут это принять в качестве подарка. Есть мнение некоторых ученых, что если человек давал заранее что-либо не как предварительную оплату, а как подарок, то брать этот подарок, дозволено.

Шариат разрешает учителю брать подарки от своих учеников. Так же не будет взяткой, если человек даст другому лицу что-либо с целью сохранения своей свободы, религии, имущества или других прав. Но, тому, кто взял, - это Харам. Так же не считается взяткой данное кому-либо имущество с целью беспрепятственного исполнения какого-либо Обязательного Предписания Аллаха, хвала Ему Всевышнему, или с целью избежать установленного Им Запрета. Но, опять-таки, берущему – Харам! Запрещено давать взятку для получения должности муфтия, судьи и т. п., а также давать взятку судье, даже если человек считает себя невиновным. Люди, занимающие ответственные посты, обязаны выполнять свои обязанности без всяких побочных доходов. Если же они не ставили никаких предварительных условий, а после решения вопроса им кто-то решил сделать подарок, то это не считается взяткой. Запрещается шариатом давать что-либо кому-либо для нанесения вреда третьему лицу. Другими словами, нельзя нанимать человека с целью направить его действия против другого человека. Это Харам и берущему  за это деньги, и дающему.

Если кто-либо хочет сделать подарок кому-либо из своего имущества, заработанного дозволенным способом, то принятие этого подарка является Сунной. Хадис: "Любите друг


[1]Этот хадис приведен у Табарани. О запрете алкоголя есть много хадисов. Вот несколько из них: Сказано было Посланником Аллаха (мир ему и благословение): «Я получил окончательный приказ о недозволенности (о хараме) алкоголя». [Муслим]. «Все напитки, содержащие алкоголь (ихтимар) – харам!» [Абу Дауд]. «Алкоголь является началом всех зол». [Табарани]. «Алкоголь - ключ ко всем бедствиям». [Ибни Маджа]. «Напиток, опьяняющий в большом количестве, запретен (харам) и в малом». [Насаи]. «У восставшего (в Судный День)из могилы пьяницы, между двух глаз будет видна надпись: - Он лишен милости Аллаха!» [Дейлеми]. 

59