Оглавление
60

друга, обменивайтесь подарками",приведен в книге "Кунуз-уд-декаик".[i] В книге "Мактубат-ы Ма’сумиййа"[ii] приводится следующий случай. "Как-то раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха), послал подарок Умару бин Хаттабу, да будет доволен им Всевышний Аллах. Тот его не принял и вернул обратно. На вопрос в чем причина, Умар ответил: "Вы сами говорили, что для человека будет лучше ни у кого ничего не брать". Тут Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дал разъяснение своему предыдущему высказыванию: "Я говорил, чтобы вы не брали по своему желанию. Если же вам дают что-либо, в то время, когда вы ничего не ждете, - это для вас дар Аллаха. Принимайте такой подарок". После этих слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Умар воскликнул: "Клянусь Аллахом, никогда ни у кого ничего не просить, а если дадут что-либо, чего я не просил, то буду брать!"

О попрошайничестве

Передается от Анаса б. Малика (да будет доволен им Аллах): - Как-то один из бедных мединских мусульман придя к Пророку (мир ему и благословение Аллаха),стал просить помощи. Пророк Аллаха (мир ему и благословение) спросил его: - Нет ли у тебя дома чего-нибудь? Человек ответил: - Есть покрывало, половину которого мы стелем под себя, а другой половиной укрываемся, и кувшин, из которого пьем воду. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел ему: - Иди и принеси их мне. Тот пошел и принес. Пророк (мир ему и благословение Аллаха)обратился к сахабам: - Кто из вас купит эти вещи? Один из присутствующих сказал: - Я их куплю за один дирхем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха): - Кто может дать больше? Другой мусульманин сказал: - Я дам за эти вещи два дирхема.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха)отдал вещи второму и обратился к нищему: - На один из этих дирхемов купи домой еды, а на другой купи на рынке топор и принеси мне сюда. Когда тот все исполнил, Пророк Аллаха (мир ему и благословение) лично насадил на топор ручку и сказал этому человеку: - Теперь иди в лес, наруби дров и продавай их на рынке. И чтобы я тебя не видел здесь в течение пятнадцати дней!

Прошло пятнадцать дней, и тот человек явился снова и сообщил, что он заработал за эти дни 10 дирхемов, часть которых потратил на покупку еды, а на другую часть купил одежду.  Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал ему на это: «Тебе лучше заниматься этой работой, чем побираться. Учти, что в Судный День попрошайки окажутся с черной отметиной на лице». [Абу Дауд, Тирмизи, Ибни Маджа].

Хадисы о попрошайничестве. Побираться без нужды – грех!

«Тот, кто не работая, ввергает себя в состояние попрошайничества, будет нуждаться в 70 вещах».[Тирмизи]. «Тот, кто побирается без нужды, подобен тому, кто глотает горящие угли. [Байхаки]. «Если бы попрошайка узнал, какие тяжкие последствия его за это ожидают, то тут же прекратил бы побираться». [Табарани]. «Тот, кто просит милостыню с целью накопительства, просит себе горящие угли». [Муслим].

«Действительно   нуждается тот, кто ничего не имеет, в чем нуждается, не получает милостыню из-за того, что забыт, и сам не идет побираться». [Бухари].

«Кто даст мне слово ничего не просить у людей, тому я гарантирую, что он войдет в Рай».[Насаи].

О соревнованиях

Различные спортивные соревнования, разгадывания загадок считаются дозволенным занятием, когда не мешают выполнять обязательные поклонения. Если то же самое делать за деньги, то действия будут причислены к азартным играм, что является - Харам. При соревнованиях в беге, скачках, с использованием оружия и других видах, могущих быть полезными при ведении военных действий, дозволяется одной из сторон установить приз победителю. Приз не должен быть установлен обеими сторонами, а только одной. К примеру, один из соревнующихся может сказать другому: "Если победишь ты, то получишь от меня такой-то приз, если же победителем буду я, то ты мне ничего не будешь должен". Дозволяется так же установить приз кем-либо из присутствующих зрителей. Непременным условием таких соревнований с призом должно быть намерение подготовки к предстоящим или возможным военным действиям. Любые соревнования, проводимые с целью игры или с целью демонстрации своего превосходства над другими, являются нежелательными (Макрух). Если


[i]"Кунуз-уд-декаик" – Книга имама Абдуррауфа аль-Мунави (ум. в 1031/1621).

[ii]  "Мактубат-ы Ма’сумиййа" – Книга посланий имама Мухаммада Ма'сума аль-Фаруки (ум. в 1079/1668).

60