Оглавление
78

Кроме этого, существуют понятия «Наджасат-уль-Мер’иййа» - видимые загрязнения, и «Наджасат-уль-Гайри-ль-Мер’иййа» - невидимые загрязнения.

Глава 2.Виды Нечистот (Наджаса):

1.«Наджасат-уль-Хафифа» - Легкие Загрязнения. К ним относятся:

а) Моча домашних и диких животных (козы, овцы, коровы, олени и т.д.), мясо которых дозволено к употреблению в пищу, а также моча лошадей, ослов и мулов.[1]

б) Экскременты хищных птиц, которые испражняются на лету и мясо которых не дозволено к употреблению в пищу (к примеру: орлов, беркутов).

Здесь надо заметить, что эти загрязнения принято считать легкими лишь в отношении молитвы, так как наличие этих нечистот в определенных Шариатом пределах, не нарушает исполненную молитву.

В других случаях, Легкие Нечистоты - «Наджасат-уль-Хафифа» могут служить нарушением чистоты (например, воды), так же как и Тяжелые Нечистоты - «Наджасат-уль-Гализа».

Шариат допускает загрязнение перечисленными Легкими нечистотами - «Наджасат-уль-Хафифа» в размере не более одной четвертой части тела, одежды. Говоря другими словами, если вы не заметили или не смогли очистить перед молитвой вышеуказанные Легкие Нечистоты, которыми были испачканы тело или одежда менее чем на одну четверть (четвертая часть отдельного органа, подлежащего омовению), то ваша молитва будет считаться действительнойсахих. Но, если вы могли от такого загрязнения очиститься, но не сделали этого, а площадь загрязнения превышало допустимое Шариатом размеры (более одной четвертой части одежды или тела), то молитва не будет действительной.

В книге «Хадика…»[i] Имама Абдулгьани ан-Наблуси говорится: -

"Если испачкалось какое-либо место одежды, но потом забыли место загрязнения и очистили предполагаемое место, то такое очищение считается достаточным.

Если человек прошел мокрыми ногами по сухому загрязненному месту, то принято считать, что ноги останутся чистыми. Если же при этом ноги были сухими, а загрязненное место было мокрым, то  ноги будут считаться загрязненными.

Если на месте, где лежала собака, не видны следы наджаса, то это место не загрязнено.

Благость (саваб) за молитву, исполненную в чистой обуви, во много раз выше, чем за молитву, исполненную с босыми ногами (без носков, чулков). Уличная обувь также будет считаться чистой, если на ней нет признаков наджасы. В этих случаях сомнениям и опасениям значения не придают.

Если Полное Омовение (Гусуль) проводилось в присутствии посторонних, то, чтобы кусок ткани (которой человек прикрывал от посторонних запретные для обозрения части тела от пупка до низа колен) оказался очищенным, достаточно после окончания омовения облить эту ткань водой три раза. Совсем не обязательно для этого снимать эту ткань и выжимать.

Пока нет твердой уверенности в загрязнении наджасой, никакие предположения не могут служить доводом о загрязненности. Такие предположения просто не принимаются".

По мазхабу Ханафи шерсть собаки чиста, а вот слюна ее – наджаса. Поэтому, если собака, намокшая в воде или от дождя, встряхнется, то брызги, попавшие на одежду, не будут считаться наджасой.[2]

2.«Наджасат-уль-Гализа» -Тяжелые Нечистоты:

а) Человеческие: моча, экскременты, сперма и другие выделения из половых органов, требующие малого или полного омовения, рвотная масса, кровь (в том числе и кровь животных).[3]


[1]По итджтихаду имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани, степень загрязнения экскрементами указанных животных приравниваются к степени загрязнения мочой этих животных. Согласованное мнение этих двух Имамов (Имамейн) в мазхабе Ханафи приравнивается к мнению Имама А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к ним Аллах). В затруднительных ситуациях мусульмане могут пользоваться их фетвами на выбор.

[2]По мазхабу Шафии принято считать наджасой и слюну собаки, и брызги от ее мокрой шерсти. Если на одежду попадет слюна собаки, или она коснется мокрой шерстью, то это место необходимо промыть шесть раз чистой водой и один раз водой, смешанной с глиной (или моющими средствами). Всего семь раз.

[3]Кровь считается наджасой во всех четырех мазхабах. Сперма и другие выделения из полового органа считаются наджасой в мазхабах Ханафи и Малики. В мазхабе Шафии к наджаса относят только сперму. В мазхабе Ханбали не считают наджасой ни сперму, ни другие густые, светлые выделения из полового органа.

Не считается наджасой кошачья моча, но только в случае попадания на одежду. Не считается наджасой кровь шехида, но до тех пор, пока остается на нем. Не считается наджасой также и не стекающая кровь мяса, печени и селезенки, которые дозволены к употреблению. Не считаются наджасой рыбья кровь, а также кровь и выделения вшей, блох.

[i]"Хадика…" - «Аль-Хадикат-ун-Надиййа Шархи Тарикат-иль-Мухаммадиййа» -
- Книга имама Абдулгьани ан-Наблуси (1050/1640-1143/1731);

78