Оглавление
96

3. Быть Совершеннолетним. Дети или подростки, не достигшие совершеннолетия, но достаточно сознательные, отличающие хорошее от плохого (Муммайиз), должны обучаться Омовению и Молитве. Совершать эти поклонения им желательно для получения навыков, а старшие обязаны обучать их, не оправдываясь тем, что они еще малы. Это предписано наказом Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) своей общине:

«Когда ваши дети достигнут семилетнего возраста, велите им исполнять молитву».[Тирмизи].

И если несовершеннолетний подросток (Муммайиз) примет намерение исполнить молитву, то ему надо предварительно совершить Омовение.

4. Иметь Возможность (Иктидар). То есть, иметь физическую возможность омыть свои органы. Препятствием для этого могут быть или болезнь конкретных частей тела, или общее болезненное состояние, которое не дает возможности совершить Омовение. Если физической возможности нет, то и отпадает обязательность Омовения лично самим человеком.

5. Мусульманин, у которого Предыдущее ОмовениеНарушено. Если мусульманин совершал Омовение раньше (например, для предыдущей молитвы) и оно у него сохранилось (не нарушилось), то совершать Омовение вновь он не обязан.

6. Этот Пункт касается Женщин. Если у женщин менструальный или послеродовой период, то на это время им запрещены некоторые поклонения (например: молитва; пост; брать в руки Коран или его отдельные части; обход вокруг Каабы). До тех пор, пока  у них не прекратятся кровотечения, и они полностью не очистятся, им не дозволено совершать подобные поклонения.[1]

7. Ограниченностьво Времени. Молитву совершают в строго определенный промежуток времени. И если мусульманин не смог исполнить молитву в первой трети отведенного времени и время молитвы приближается к своему пределу, то он обязан незамедлительно совершить Омовение, чтобы успеть исполнить молитву.

Три ВидаМалого Омовения

1. Фард - Обязательное Малое Омовение. Оно необходимо при намерении: а) исполнить молитву; б) взять в руки Благородный Коран; в) совершить земной поклон при чтении определенных аятов Корана (Тиляваат суджуд).

2. Ваджиб – Близкое к Обязательному Малое Омовение. К такой категории относится Омовение, необходимое перед совершением обхода вокруг Каабы (Таваф).

3. Мустахаб - Желательное Малое Омовение. Положений, при которых Малое Омовение считается желательным, - очень много, а вернее, - им нет числа. Например:

а) Чтобы всегда оставаться чистым (находиться в состоянии не нарушенного омовения).

б) Чтобы лечь спать в состоянии омовения.

в) Чтобы принести покаяние после скандала, вранья и других греховных действий.

г) После омовения или погребения покойника;

д) После громкого смеха.

е) Перед намерением Полного Омовения.

ж) Перед приемом пищи в состоянии, требующего Полного Омовения (Джунуб).

Желательное Малое Омовение может заменить и Обязательное, так как с таким Омовением можно исполнять все предписания.

ФардыМалого Омовения:

1) Мытье лица.

2) Мытье рук до локтей включительно.

3) Обтирание мокрой рукой четвертой части головы.

4) Мытье ступней по щиколотки включительно.[2]

Весьма Желательные(Сунна):

1) Принять намерение сердцем.


[1]О правилах совершения  женщинами поклонений в менструальные, болезненные и послеродовые периоды,  см. ниже в главе: «О Положениях, Свойственных Женщинам».

[2]По мазхабу Шафии фардов при омовении шесть. 1) Намерение (Нийат). 2) Один раз вымыть лицо. 3) Мытье рук до локтей включительно. 4) Обтирание мокрой рукой любой части головы. 5) Мытье ступней ног по щиколотки включительно. 6) Протирать в порядке очередности (Тартиб). 

96